Перейти к публикации

Турецкое... Иго в Болгарии?

Soldat
  • · 11 минут на чтение

Более 400 лет османского ига, рабство, притеснения и унижения, жестокие преследования за верность христианской вере, «народ стонет под ярмом турков-османов», «неравная борьба с жестокими завоевателями» – так официальная история преподносит период с 14 по 19 века, когда Болгария была в составе Блистательной Порты.

Но так ли это? Насколько жестоким было владычество турецкой администрации на болгарских землях? Неужели такой значительный отрезок истории цивилизации почти в полтысячи лет (!) наполнен нескончаемым рабским угнетением одного народа другим?

Так не бывает, ибо, если постоянно сгибать палку, она быстро сломается. Если постоянно унижать один народ, он обязательно восстанет, и в ходе борьбы будет либо уничтожен, либо свободным от иностранной власти. В таком случае, было нечто, что каким-то образом сдерживало стремление болгар (и других народов, бывших в составе Османской Империи) к освобождению от власти турецких султанов? И это „нечто” – не только военная сила Империи.

В поисках ответов на эти вопросы мне пришлось просмотреть довольно много материалов, описывающих данный отрезок истории. Причем, для получения разносторонней информации знакомился с взглядами на этот вопрос представителей различных сторон: как болгарской, так и турецкой. Ну, и русской, естественно. В итоге у меня сложилось мнение, что никакого особо жестокого рабства, ига и унижений (в школьно-академическом представлении) на территории, где проживали болгары, не было. Если быть точным, то в течение 500 лет страна управлялась турецкой администрацией и жила по законам Османской державы. Не самым плохим законам того времени, кстати.

Но начнем по-порядку. В 14 веке Османская Империя была, как говорят, на взлете. Полностью завоеваны византийские владения в Малой Азии, созданы все условия для покорения Европы. Этот процесс можно рассматривать, по моему мнению, как вторую волну покорения народов полуострова Европа. Первая волна была, как известно, когда тюрки-славяне, ведомые Батыем, дошли до Адриатического моря, и практически все европейские государи признали верховную власть Золотой Орды. Через 100 лет турки-османы (те же тюрки, в принципе) повторили вторжение, но уже с юга, через Балканы. То есть, дорожка в Европу была уже давно протоптана.

А что в конце 14 – начале 15 века представляло собой Болгарское Царство? Времена царя Калояна, когда Болгарское Царство было на пике своего могущества, давно прошли. Держава была истощена постоянными войнами с Византией. Получилось так, что и Византия, и Болгария, ослабленные взаимной враждой, стали довольно легкой добычей для турков. Давление на болгарских царей было постепенным, год от года только нарастая. Сначала турки стали выступать в роли арбитров между Византией и Болгарией, чаще всего принимая сторону последней. Затем мирным способом был выстроен механизм вассальной зависимости. И, наконец, за три года, с 1393 по 1396 годы, турки довольно легко полностью присоединили Болгарию к своей империи, ввели в действие прямое турецкое управление и законы султаната.

Но не только сила турецкого давления привела к падению II Болгарского царства: болгарская знать сама погрязла в междоусобицах и борьбе за власть. Это, конечно, ослабляло механизм государственного управления и вело к нарастанию центробежных тенденций.

Вот что пишет, например, Христо Маджаров в своей книге „Големият заговор срещу българите”: В 1349 г. Царь Иван Александр оставил свою первую жену изВалахии и женился на красивой еврейке Саре. Это ухудшило климат в семействе и стране и отношения с Валахией. Царь заключил торговый договор с Венецией, но вместе с торговцами распространиласьи староеврейская секта (жидовствующие), начавшая конфликтовать с христианами. Хотя Сара приняла христианство (стала Теодорой), заклеймила жидовствующих и основывала монастыри, Болгария двинулась „к пропасти.

Этому способствовало давление Теодоры на царя с целью добиться от него отказа от системы майората (старшинства) при наследовании на трон в пользу багрянородного сына, родившегося после восхождения отца на трон. Таким образом, были исключены первородныесыновья Ивана Александра, чтобы на трон мог сесть сын Теодоры - Иван Шишман. Таким образом, евреи добрались до болгарского трона.

Объявление Ивана Шишмана престолонаследником довело семействодо непримиримой вражды, разделило и ослабило страну и привело к тому, что болгары попали под власть турок.

Кстати, интересный факт, который описан в одной книге: когда турки осадили столицу царства – Велико Тырново – ворота им открыл житель города, еврей по национальности. Ну, не один, конечно, а с сообщниками.

И вообще, я не нашел в источниках фактов какого-либо организованного и значительного сопротивления болгар конца 14 века турецкому давлению. В битве при Варне, которая состоялась в 1396 году против турок сражались венгерские войска. Таким образом, Болгария практически упала в руки турок, как перезревший плод. Византийцы сопротивлялись еще 58 лет, пока в 1454 году войска великого Мехмеда II не взяли Константинополь.

Следовало бы обязательно отметить, что турки-османы не были невежественными варварами, как их иногда представляли европейские современники. От испуга, конечно, ну и - в пропагандистских целях. Некоторые турецкие источники свидетельствуют, что турки (тюрки) рассматривали болгар в качестве своих „дальних родственников”. Они прекрасно знали, КТО, КОГДА и ОТКУДА привел на Балканы тюркские орды, которые составили ядро Первого Болгарского царства. Итак, болгары – „дальняя родня” турок, но которые по какому-то нелепому недоразумению приняли иудейский вариант веры в Бога. Это – турецкий взгляд на проблему.

Еще необходимо обязательно упомянуть, что задолго до полного подчинения Болгарии болгарские крестьяне и ремесленники толпами перебегали на турецкую сторону. Тому есть свидетельства современников: как византийских, так и болгарских. И здесь мы плавно подходим к основной причине как данного явления, так и легкости, с которой турки присоединили к своей Империи Болгарию, Валахию, Молдавию, Венгрию и другие страны и народы.

Понятные, гуманные и единые для всей страны, для каждого подданного султана законы Блистательной Порты – вот что сыграло немаловажную роль в процессе расширения турецкой державы. Законы это создавались не на пустом месте. Если внимательно ознакомиться, то можно найти много общих черт между имперским турецким законодательством и Ясой – кодексом одного из величайших правителей всех времен и народов Темучина (Чингиз-хана).

Что же НА САМОМ ДЕЛЕ представляло собой турецкое государство, почему его законы были так привлекательны для населения в том числе и покоренных стран? Во-первых, это был прекрасно отлаженный механизм, который четко и без серьезных „поломок” работал до середины 18 века. Административную и социальную систему турецкой Империи можно с полным правом назвать совершенной для периода Средневековья. Раздробленная и отсталая Европа об этом могла только мечтать.

Во-вторых, основу государственной и налоговой системы составлял тимар – надел пахотний земли, который приносил доход. В европейских государствах такое тоже было, но главное отличие состоит в том, что этот надел распределялся не по наследству, не по прихоти какого-либо вельможи, а за несение службы государевой. И доход с земли владелец получал только тогда, когда служил государству. Вот почему был таким высоким престиж государственной (и военной, в том числе) службы. Таким образом, на земле не существовало постоянного помещика, потомки которого сменяли друг друга. Реально земля находилась в руках крестьян, которые ее обрабатывали. Естественно, уплачивался специальный земельный налог – харач. А вот как раз крестьяне могли передавать арендованную у государства землю по наследству.

В Европе и России крестьянин об этом мог только мечтать долгими зимними вечерами. Представляете, в те далекие времена в Империи крестьяне (болгарские в том числе) были ЛИЧНО свободны и передавали земельный надел своим потомкам! Разве это иго? Когда я ездил на экскурсию в этномузей в Арбанаси, нам показывали дом болгарского купца 18 века. Да, в каких отличных хоромах жили „угнетенные” болгарские православные купцы при турецком „иге”! Вот тогда я и задумался над этим вопросом. Недаром Император Всероссийский Александр II Освободитель, войдя со своей армией на территорию Болгарии в 1877 году, был потрясен высоким уровнем жизни болгарских крестьян, их крепкими домами, богатыми садами и виноградниками, белым хлебом на столе. „Кого же мы пришли освобождать? – спрашивал он. - Ведь живут „братушки” под турецким игом во много раз лучше русских крестьян”. В-третьих, во всех провинциях Империи без исключения не существовало каких-либо ограничений по праву рождения, не было сословных преград, отлично работали, как сейчас модно говорить, социальные лифты.

Проще говоря, сын пастуха мог стать великим везирем, большим военачальником или правителем области. Примеров тому – масса. Условий для этого было 2: личная преданность государству+инициатива и переход в мусульманскую веру. Не буду перечислять всех высоких должностых лиц Блистательной Порты, которые не были этническими турками. Скажу только, что восемь великих визирей Сулеймана Великолепного были христианами и были привезены в Турцию рабами. Король пиратов, заправляющий в Средиземноморье, Барбари, известный европейцам как Барбаросса, стал адмиралом у Сулеймана, который управлял флотом в сражениях против Италии, Испании и в Северной Африке. Турецкие султаны, в особенности Мехмед II и Сулейман, привлекали в свою страну самые лучшие умы того времени, самых одаренных людей. В одном турецком источнике прочитал следующее: „Вы имеете ввиду, простой пастух может стать великим визирем? – раздались крики в Венецианском сенате, когда их посол рассказал о том, что происходило в империи, где каждый гордился тем, что он раб султана. -

Высокое государственное лицо низкого происхождения? Сила Ислама растет за счет второсортных людей, крещенных и воспитанных христианами? Невероятно!” И, наконец, четвертая важнейшая особенность – это отношение к вере. Очень важный момент для любой империи прошлого. Так вот, утверждение, что в Порте нельзя было исповедовать никакую религию, кроме мусульманской – заблуждение. Господствующая исламская доктрина призывала уважать «народы книги», т. е. представителей тех религий, догматы веры которых письменно оформлены, – христиан, иудаистов, зороастрийцев и некоторых других. Здесь тоже чувствуется влияние постулатов золотоордынских государей о терпимости и уважении веры покоренных народов. Вся турецкая держава делилась на миллеты, т. Е по религиозному признаку.

Все было хорошо продумано: во главе миллета стоял духовный лидер народа, от которого требовалось только одно – проповедовать подчинение справедливым законам Империи. Разумеется, существовал мусульманский правящий миллет, принадлежность к которому была весьма заманчива и давало привилегии, а также возможность продвижения по службе. Вот почему многи болгары добровольно переходили м ислам. Они говорили по-болгарски, но поклонялись Аллаху со всеми вытекающими обстоятельствами. В принципе, болгарам разрешалось быть христианами, но, правда, существовали некоторые ограничения в „технических” вопросах: высоты православных храмов, колокольного звона и порядка исполнения некоторых обрядов. Но, повторюсь, болгарские крестьяне были лично свободны.

... Разве это рабство?

Турки называли немусульман „райя”, то есть „стадо”. На первый взгляд, это кажется оскорбительным, но ведь сами православные священники так называли своих прихожан, а себя – пастырями (пастухами)! От них и переняли турки данное определение. Кстати, турков и вообще мусульман на территории Болгарии было меньше, чем православных болгар: должностные лица администрации, расквартированные войска и переселенцы-мусульмане из Кавказа, которых расселяли „полосами”. Источники упоминают, что на 60-65% православных приходилось от 35 до 40% мусульман.

Справедливости ради надо отметить, что национальное неравенство все-таки было. Но это вполне естественно для того времени! Гяуры не могли носить одежду зеленого и золотого цвета, существовали некоторые ограничения права жить в городах, а также заниматься некоторыми ремеслами. Но это не говорит о том, что жизнь болгар была совершенно невыносимой. Наоборот, народ Болгарии нормально вписался в имперские порядки, болгары создавали ремесленные цеха, предприимчивые болгарские купцы организовали свои колонии в других странах, создался класс зажиточных людей.

Хорошо. Но что же заставляло райю устраивать восстания и бунты против турецкой администрации? История свидетельствует о многих акциях неповиновения, локальных бунтах и больших восстаниях болгар, самыми известными из которых произошли в 1598 и 1687-1688 годах. Причин несколько. Это, конечно, несправедливость турецких чиновников на местах (что вполне естественно и бывало повсюду). Но главная причина была, как мне думается, в другом. На акции неповиновения простых людей вдохновляли представители болгарской аристократии и духовенства. Первые – ввиду того, что потеряли право эксплуатировать крестьян, а вот со вторыми - это отдельная история. Дело в том, что главой православного миллета, называвшегося миллет-и-рум, был Константинопольский (Вселенский) патриарх или, по-турецки, миллет-баши. Это был довольно влиятельный чиновник Империи, постоянно проживавший в своей резиденции в Стамбуле, и назначался он из числа греческих митрополитов. Православная церковь Болгарии была фактически полностью в руках греческого клира. Богослужения велись в болгарских селах по-гречески. Церковные школы также не давали знаний на болгарском или церковнославянском языках. Именно это являлось сильнейшим раздражителем для болгарского духовенства. Вот и получилось, что в числе болгарских исторических врагов на первом месте у болгар стоят не сербы и не турки, а именно греки. Христо Маджаров приводит мнение Георгия Раковского (который учился, кстати, в православном! Лицее в Стамбуле): „... В мнимой эллинской Македонии, Фессалии, Эпире и в самой Морее ни одно старое эллинское название горы, места или реки не существует. Там всё староболгарские имена, искажённые греческими устами."

"Эллинизм... Был наибольшим гонителем и разорителем болгаризма, потому что греческий малый народ всегда стремился умножиться за счёт болгарского с мыслью перетопить его и влить в себя..." ("Големият заговор...", ч 2, стр. 22).

А что касается турков…. Тюркское присутствие в болгарском языке - мягко говоря, значительное. Впрочем, для народа тюркского (среди прочего) происхождения в этом нет ничего унизительного, тем более что турки – не лишь бы кто с Ближнего Востока, не приблуды какие-то, а одна из величайших наций Европы и Азии. После выхода из состава Османской империи болгары не очень боролись с тюркизмами в своём языке наверняка потому, что такая борьба была бы отречением от славных тюркских предков, ведомых доблестными ханами Крумом, Аспарухом и др.

Влияние турецкой кухни на болгарскую – огромно. Интересно понятие "катък" (катык), заимствованное болгарами у турок. Катък - это всё, что кладётся на хлеб, чтобы сделать его более съедобным: лук, чеснок, майонез и т. п. Наверное, даже сало. В общем, катък - это средняя часть сэндвича. И это только один небольшой пример.

К слову, железные дороги, телеграф, телефон появились в Болгарии ещё при турках.

В заключение хотел бы подчеркнуть следующее: турецкие султаны признавали свободу всех людей, а не отдельных субъектов. Они не подвергали особому насилию ни языки, ни культуру, ни религию стран, подвластных ему. Например, в Венгрии существует поверье, передающееся из поколения в поколение: "Если бы не турки, сегодня, возможно, мы бы даже забыли свой родной язык". И они правы. Если бы не турки, сегодня они бы говорили на немецком языке.

И последнее. Возможно, мои выводы ошибочны. Разумеется, всю полученную информацию я невольно пропускаю через призму моих предпочтений, которые я никогда не скрывал как сторонник восточной, азиатской цивилизации.

Извиняйте, если что не так.:)

  • Нравится 1
  • Супер 5
  • 22
  • 8 928
22
8,9k
  • Нравится 1
  • Супер 5

22 комментария

Фланнери

Спасибо, интересно!

(только концовка: " по какому-то нелепому недоразумению приняли иудейский вариант веры в Бога", - и правда, вполне "турецкая" :rolleyes:).

Эллина

Браво, новая история Болгарии от башкирского брата... А болгары-то одобрили? Или так неграмотными и остаются?

Бадабока

Солдат, безусловно много всякого интересного можно нарыть в инете и в книжках, но Христо Маджаров.... Эзотерика, окультизм, мистика... И как бы получается, что болгары с превеликой радостью отдавали детей в яничары султану Мурату и позже. С песнями и танцами принимали мусульманство. Благодарили высокую порту, что их детям не надо учиться кроме как читать и писать. С радостью давали своих дочерей в наложницы туркам. Вообще что за ересь - все эти болгарские песни, предания, рассказы и описания жизни болгар, как например вот это:

Даваш ли, даваш балканджи Йово,

Хубава Яна на турска вяра?

Море, войводо, глава си давам,

Яна не давам на турска вяра!

Отсякоха му и двете ръце,

Та пак го питат и го разпитват:

- Даваш ли, даваш балканджи Йово,

Хубава Яна на турска вяра?

- Море, войводо, глава си давам,

Яна не давам на турска вяра!

Отсякоха му и двете нозе,

Та пак го питат и го разпитват:

- Даваш ли, даваш балканджи Йово,

Хубава Яна на турска вяра?

- Море, войводо, глава си давам,

Яна не давам на турска вяра!

Избодоха му и двете очи

И не го пита, нито разпитват,

Току си зеха хубава Яна,

Та я качиха на бърза коня

Да я откарат долу в полето,

Долу в полето, татарско село.

Яна Йовану тихом говори:

-Остани сбогом, брате Йоване!

-Хайде със здраве, хубава Яно!

Очи си немам аз да те видя,

Ръце си немам да те прегърна,

Нозе си немам да те изпратя.

Campanula

Вы насмотрелись " Великолепного века"? Или всерьез полагаете, что в жизни все сводится к личному благополучию, жратве и комфорту?;) К 1396 году Болгария была сложившимся государством со своей историей, культурой, религией, письменностью... Да, страна была раздроблена на три княжества, владыки которых не смогли договориться между собой... И завоевание Болгарии османами было трагедией болгарского НАРОДА. Который тем не менее сохранил себя, свою культуру, свою письменность, свою религию несмотря на 500 лет турецкого " присутствия"... Ценою немалых жертв, кстати. Там один турецкий налог " девширме" чего стоил...

Бадабока

Есть два знаковых фильма - "Време разделно" и "Козият рог". А вот и рассказ Николая Хайтова, по которому был снят "Козият рог" http://black67.blogspot.com/2012/02/blog-post.html

Гочоолу

Рабство экономическое не было - но было рабство духовное и политическое - что во стократ хуже! Недаром великаны болгарского Возрождения - Левски, З. Стоянов, Каравелов и прочия - писали и говорили что они борються не против турецкого народа - а против тиранического султанского владычества, которое одинакого как для болгар, так и для турок. Недаром Ататюрк свергнул всю османскую нечисть и провозгласил светское турецкое государство. Которое теперь Ердоган и Давутоглу пытаються свести на нет и обьявить снова мюсюлманского халифата!

Эллина

Проверила российские или русские сайты, на них периодически вбрасывается эта очень "популярная тема", хватит провокаций! Пишите лучше, солдат, что у вас в садике растёт, как покушали, как \ удалено. Аля\, за этим-то вы собственно сюда и приехали, пусть уж титульная нация РБ решит, что и как было и будет!

Soldat
Вы насмотрелись " Великолепного века"? Или всерьез полагаете, что в жизни все сводится к личному благополучию, жратве и комфорту?;) К 1396 году Болгария была сложившимся государством со своей историей, культурой, религией, письменностью... Да, страна была раздроблена на три княжества, владыки которых не смогли договориться между собой... И завоевание Болгарии османами было трагедией болгарского НАРОДА. Который тем не менее сохранил себя, свою культуру, свою письменность, свою религию несмотря на 500 лет турецкого " присутствия"... Ценою немалых жертв, кстати. Там один турецкий налог " девширме" чего стоил...

Я не смотрел этот фильм.

Soldat
Проверила российские или русские сайты, на них периодически вбрасывается эта очень "популярная тема", хватит провокаций! Пишите лучше, солдат, что у вас в садике растёт, как покушали, как по. Ка.. Ли, за этим-то вы собственно сюда и приехали, пусть уж титульная нация РБ решит, что и как было и будет!

Вообще-то, это мое дело, что писать.

Gallat
София
Проверила российские или русские сайты, на них периодически вбрасывается эта очень "популярная тема", хватит провокаций! Пишите лучше, солдат, что у вас в садике растёт, как покушали, как \ удалено. Аля\, за этим-то вы собственно сюда и приехали, пусть уж титульная нация РБ решит, что и как было и будет!

Вряд ли, создавая этот дневник, автор руководствовался только своей фантазией. Нравится Вам это или нет, но основные мысли своего произведения он, наверняка, взял из каких-то первоисточников. Думаю, если Вы попросите его, он предоставит Вам всех этих авторов и, тогда, Вы сможете посоветовать им, как кушать и как им какать,

И что в садике сажать. И вряд ли самоуважению титульной нации БГ нанесет урон дайджест Солдата.

В любом случае, можно свое несогласие высказать без хамства и с аргументами.

Бадабока

Если я правильно поняла, основным первоисточником Солдата являются писания г-на Маджарова. Христо Маджаров отнюдь не историк, а инженер. Его основные направления - эзотерика, йога, научная фантастика, психотроника, эсперанто, Белое братство (последователи Дынова), ню эйдж и т. д., что весьма далеко от фактологии, даже на любительском уровне. Автор нашумевшей книги "Великий заговор против болгар" и "Золотая Болгария". Красной нитью в его лекциях и писаниях проходит тема о духовном гене болгар, которые по его мнению являются патриархами человечества и основоположниками новой культуры на земле. Его писания базируются на эзотерических исследованиях и откровениях свыше.:)

http://alfyola.com/?p=411

Gallat
София
Рабство экономическое не было - но было рабство духовное и политическое - что во стократ хуже! Недаром великаны болгарского Возрождения - Левски, З. Стоянов, Каравелов и прочия - писали и говорили что они борються не против турецкого народа - а против тиранического султанского владычества, которое одинакого как для болгар, так и для турок. Недаром Ататюрк свергнул всю османскую нечисть и провозгласил светское турецкое государство. Которое теперь Ердоган и Давутоглу пытаються свести на нет и обьявить снова мюсюлманского халифата!

Гм. Духовное рабство.

Это в турецкие времена была создана болгарская грамматика? Строились церкви и украшались фресками на библейские темы? Переписывались и распространялись священные для христиан книги? Ислам запрещает изображение всего живого, но болгарские художники писали портреты. Значит это не было им запрещено. Я что-то путаю по времени?

Campanula
Вообще-то, это мое дело, что писать.

Извините, хотела нажать плюс.

Gallat
София
Извините, хотела нажать плюс.

:) Я исправила.

Аля
Балчик-Владивосток
Проверила российские или русские сайты, на них периодически вбрасывается эта очень "популярная тема", хватит провокаций! Пишите лучше, солдат, что у вас в садике растёт, как покушали, как \ удалено. Аля\, за этим-то вы собственно сюда и приехали, пусть уж титульная нация РБ решит, что и как было и будет!

Эллина, постарайтесь пожалуйста более корректно выражать свои эмоции.

В своем Дневнике каждый имеет высказывать свою точку зрения! И может писать все, что не противоречит Правилам форума! Человек изучая какую то тему может ошибаться, заблуждаться или просто фантазировать и это тоже его право- высказывать свои мысли.

А если у вас есть полезные материалы по этой теме- укажите лучше их, предложите информацию из уважаемых источников!

Эллина, вы "новичек", по этому пока устное предупреждение! Прочитайте пожалуйста правила Форума bglife.ru/pages/rules/ !

Miky

В целом тема интересная, но есть несколько откровенно неточные моменты.:);) Во первых, свое могущество Болгарское государство достигло отнють не при Калояна. Во вторых, Битва у Варны о которой говорите состоялась в 1444г. Кстати вероятно слышали о Константине и Фружине и их активности в начале 15 века, которые в болгарской популярной истории представлени как востание, а в сущности они в качестве васалов принимали участие в междуособные борьбы за трон Баязида в Османской империи. А иначе дискусия по повод ОИ получилась бы интересная, но боюсь что формат Дневника не очень это способствует.

Как вижу, даже в анализ падения Търновского царства, без еврейского заговора не обошлось.;):D

Gallat
София
В целом тема интересная, но есть несколько откровенно неточные моменты.:);) Во первых, свое могущество Болгарское государство достигло отнють не при Калояна. Во вторых, Битва у Варны о которой говорите состоялась в 1444г. Кстати вероятно слышали о Константине и Фружине и их активности в начале 15 века, которые в болгарской популярной истории представлени как востание, а в сущности они в качестве васалов принимали участие в междуособные борьбы за трон Баязида в Османской империи. А иначе дискусия по повод ОИ получилась бы интересная, но боюсь что формат Дневника не очень это способствует.

Как вижу, даже в анализ падения Търновского царства, без еврейского заговора не обошлось.;):D

Добрый день, miky, Вы у нас один из представителей "тяжелой артиллерии" по вопросам Болгарской истории. Мне, да и не только мне, эта тема интересна. Что же касается неточностей, то ведь и целые научные коллективы, порой ошибаются, а здесь собирал и обрабатывал информацию далеко не научный работник. Но он нашел время, потрудился собрать её и интересно изложить. Спасибо ему. А Вы нашли время это прочесть, и поправит неточности, отчего интересная информация стала достовернее и еще интереснее. Спасибо Вам. Рассказывайте почаще о каких-нибудь фактах из истории Болгарии.:)

Гочоолу
Гм. Духовное рабство.

Это в турецкие времена была создана болгарская грамматика? Строились церкви и украшались фресками на библейские темы? Переписывались и распространялись священные для христиан книги? Ислам запрещает изображение всего живого, но болгарские художники писали портреты. Значит это не было им запрещено. Я что-то путаю по времени?

Странно как то. Представьте себе - первая печатная книга на болгарском вышла в Венеции в 1566 г. - первопечатник Яков Крайков. Для сравнения Апостол первопечатника Фьодорова был напечатан 1564. В первой половине 18-ого века был заново отстроен величественный Рильский монастыр. Книжовното Дружество - БАН, было основано в 1869 году, правда в Браиле. А все таки духовное рабство было -чтобы задействовать социальный лифт - надо было отказаться от веры, родины, родственников. Широкая прослойка богатых, высоко образованных, в Европе и России болгар не могли принять это условие. Народ без национального государство обречен на прозябание. Что случилось с греками, армянами, курдами, проживающими аа территории Османской империи и кемалисткой Турции?

Действительно ремесленники и крестьяне находились под защитой султанского правительства - как производители зерна, оружия, одежды для армии. Но это правительство не могло справиться с местными бандитами. К этому прибавились и 50 000 черкесов, переселенные в Болгарии по российско-турецкой спогодбе. Их разбой был невыносим. Крестьяне масово поднимались и уничтожали их шайки. Да что и говорить - сразу после Освобождения Болгария рванула вперед и от отсталой османской провинции превратилась в лидером на Балканского полуострова.

Dim
Гм. Духовное рабство.

Это в турецкие времена была создана болгарская грамматика? Строились церкви и украшались фресками на библейские темы? Переписывались и распространялись священные для христиан книги? Ислам запрещает изображение всего живого, но болгарские художники писали портреты. Значит это не было им запрещено. Я что-то путаю по времени?

Да, вы путаете. Все свалили в одну кучу. А расцвет болгарской культуры, в том числе с намеками на реалистическое изображение при изображении святых и вообще в иконописании, связывается обычно с историей нашей страны? До середины 14 века, тоесть, до того, как Болгария была завоевана турками.

Dim
Я не смотрел этот фильм.

Солдат, не ожидал от вас что именно вы будете писать о том, о чем кажется вам еще много чего надо прочитать - о болгарской истории. Думаю что этим все сказано. А то получается что подобные категорические высказывания могут привести к некоторым конфликтам с местным значением...:) Но ничего, вам вторит участник форума который вероятно совсем случайно выбрал псевдоним с определенным турецким уклоном. По его словам тоже выходит что во время периода, когда Болгария была в рамках Османской империи, вообще не было никакого экономического или другого рабства. Видно тоже очень хорошо читал болгарскую историю...
Gallat
София
Да, вы путаете. Все свалили в одну кучу. А расцвет болгарской культуры, в том числе с намеками на реалистическое изображение при изображении святых и вообще в иконописании, связывается обычно с историей нашей страны? До середины 14 века, тоесть, до того, как Болгария была завоевана турками.

:) период турецкого ига с 1396-1878г. Г.

Рильский монастырь.:

Новый рассвет начался в 1469 году, после перенесения в него мощей Ивана Рильского из города Велико - Тырново, когда судьбу монастыря принял к сердцу весь болгарский народ.

На средства, собранные по всей Болгарии, в 1816г. Началось строительство новых зданий в монастыре. Строительство главной церкви монастыря велось с 1834 по 1837г. Г.

Росписи стен создались между 1840 и 1848 годами лучшими живописцами той эпохи. Двадцать портретов дарителей - ктиторов положили начало болгарской светской живописи, реалистическому портрету. Церковь отличается исключительным богатством внутреннего оформления. Тридцать шесть многофигурных сцен, образы первых болгарских царей, апостолов, мучеников. Более древние фрески покрывающие стены, датируются 1643 годом.

Неофит Рилский. Получил образование в Рильском монастыре и в греческом училище в г. Мелник. Был первым учителем в светской школе в Габрове, учительствовал в Копривштице. В 1860-64 - игумен Рильского монастыря. Составитель первой болгарской грамматики (1835). Перевел на болгарский яз. Новый завет и сокращенное издание приключений Робинзона Крузо Д. Дефо, и др

Роженский монастырь:

Одна из надписей гласит, что лики Христа Пантократора и двенадцати апостолов над дверью главной церкви св. Богоматери написаны в 1597 году. Ценными памятниками живописи 17 века являются росписи наружной южной стены "Страшный суд ", "Лестница праведников ", датированные 1661 годом, а также из жития Иоанна Крестителя в монастырской усыпальнице. Внутренние стены расписаны в 1732 году. Здесь представлено свыше 150 библейских и евангельских сюжетов, фрески содержат необычное обилие образов монахов и отшельников, многие из них, вероятно, были реальными историческими лицами, современниками автора росписей, фамилия которого осталась неизвестной.

Троянский монастырь:

Монастырь, построен в 1835 г. Захарий Зограф писал лики болгарских и русских святых, изобразил второй раз себя. В трапезной монастыря им создан поистине редкостный для того времени групповой портрет монастырской братии. Трактовал темы добра и зла в современном ему контексте. В середине 18 века в монастыре трудились видные просветители, было основано училище.

Я могу пройтись по всем монастырям Болгарии, но думаю, хватит и трех. Добавлю только, что, практически, в каждом монастыре переписывались и распространялись Библия и книги христианских просветителей.:)

Lucien

История - река, создаваемая многими народами, многими ручейками...

Но роль КАЖДОГО народа была отнюдь не однозначна. Никто из нас не был только белым и пушистым.:)

Солдат, как я понимаю, представитель исламской культуры. ВЕЛИКОЙ культуры прошлого!

Например, меня в свое время поразил факт почтительного отношени к ученым здесь в то время, когда в Европе их отправляли на костер... А медицина? А алгебра? И т. д.

Но! Никогда ни один народ не совершал на этой земле только добрые дела.:cool:

Please sign in or register to post a comment.

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...