Турецкое...иго? (окончание)

Запись дневника создана пользователем Soldat, 01.07.13
Просмотров: 2.522, Комментариев: 21

Soldat ...Разве это рабство?
Турки называли немусульман „райя”, то есть „стадо”. На первый взгляд, это кажется оскорбительным, но ведь сами православные священники так называли своих прихожан, а себя – пастырями (пастухами)! От них и переняли турки данное определение. Кстати, турков и вообще мусульман на территории Болгарии было меньше, чем православных болгар: должностные лица администрации, расквартированные войска и переселенцы-мусульмане из Кавказа, которых расселяли „полосами”. Источники упоминают, что на 60-65% православных приходилось от 35 до 40% мусульман.
Справедливости ради надо отметить, что национальное неравенство все-таки было. Но это вполне естественно для того времени! Гяуры не могли носить одежду зеленого и золотого цвета, существовали некоторые ограничения права жить в городах, а также заниматься некоторыми ремеслами. Но это не говорит о том, что жизнь болгар была совершенно невыносимой. Наоборот, народ Болгарии нормально вписался в имперские порядки, болгары создавали ремесленные цеха, предприимчивые болгарские купцы организовали свои колонии в других странах, создался класс зажиточных людей.

Хорошо. Но что же заставляло райю устраивать восстания и бунты против турецкой администрации? История свидетельствует о многих акциях неповиновения, локальных бунтах и больших восстаниях болгар, самыми известными из которых произошли в 1598 и 1687-1688 годах. Причин несколько. Это, конечно, несправедливость турецких чиновников на местах (что вполне естественно и бывало повсюду). Но главная причина была, как мне думается, в другом. На акции неповиновения простых людей вдохновляли представители болгарской аристократии и духовенства. Первые – ввиду того, что потеряли право эксплуатировать крестьян, а вот со вторыми - это отдельная история. Дело в том, что главой православного миллета, называвшегося миллет-и-рум, был Константинопольский (Вселенский) патриарх или, по-турецки, миллет-баши. Это был довольно влиятельный чиновник Империи, постоянно проживавший в своей резиденции в Стамбуле, и назначался он из числа греческих митрополитов. Православная церковь Болгарии была фактически полностью в руках греческого клира. Богослужения велись в болгарских селах по-гречески. Церковные школы также не давали знаний на болгарском или церковнославянском языках. Именно это являлось сильнейшим раздражителем для болгарского духовенства. Вот и получилось, что в числе болгарских исторических врагов на первом месте у болгар стоят не сербы и не турки, а именно греки. Христо Маджаров приводит мнение Георгия Раковского (который учился, кстати, в православном! лицее в Стамбуле): „...в мнимой эллинской Македонии, Фессалии, Эпире и в самой Морее ни одно старое эллинское название горы, места или реки не существует. Там всё староболгарские имена, искажённые греческими устами."
"Эллинизм... был наибольшим гонителем и разорителем болгаризма, потому что греческий малый народ всегда стремился умножиться за счёт болгарского с мыслью перетопить его и влить в себя..." ("Големият заговор...", ч 2, стр. 22).
А что касается турков…. Тюркское присутствие в болгарском языке - мягко говоря, значительное. Впрочем, для народа тюркского (среди прочего) происхождения в этом нет ничего унизительного, тем более что турки не лишь бы кто с Ближнего Востока, не приблуды какие-то, а одна из величайших наций Европы и Азии. После выхода из состава Османской империи болгары не очень боролись с тюркизмами в своём языке наверняка потому, что такая борьба была бы отречением от славных тюркских предков, ведомых доблестными ханами Крумом, Аспарухом и др.
Влияние турецкой кухни на болгарскую – огромно. Интересно понятие "катък" (катык), заимствованное болгарами у турок. Катък - это всё, что кладётся на хлеб, чтобы сделать его более съедобным: лук, чеснок, майонез и т. п. Наверное, даже сало. В общем, катък - это средняя часть сэндвича. И это только один небольшой пример.
К слову, железные дороги, телеграф, телефон появились в Болгарии ещё при турках.

В заключение хотел бы подчеркнуть следующее: турецкие султаны признавали свободу всех людей, а не отдельных субъектов. Они не подвергали особому насилию ни языки, ни культуру, ни религию стран, подвластных ему. Например, в Венгрии существует поверье, передающееся из поколения в поколение: "Если бы не турки, сегодня, возможно, мы бы даже забыли свой родной язык". И они правы. Если бы не турки, сегодня они бы говорили на немецком языке.

И последнее. Возможно, мои выводы ошибочны. Разумеется, всю полученную информацию я невольно пропускаю через призму моих предпочтений, которые я никогда не скрывал как сторонник восточной, азиатской цивилизации.

Извиняйте, если что не так.:)

Поделиться этой страницей

Комментарии

  1. Gallat
    Не владея информацией, я не могу сказать в чем автор прав, а в чем он ошибается. Но то, что он, вообще коснулся темы исторических взаимоотношений турок и болгар на болгарском форуме, говорит о его неподдельном интересе к этому вопросу и о его... смелости.
    В первой статье Вы говорили о болгарской, турецкой и русской точках зрения на историю Болгарии. Как я поняла, это был турецкий взгляд. Будут ли рассмотрены болгарская и русская подача истории?
    Если Вы продолжите эту тему со ссылками на источники, с удовольствием буду это читать. А если еще и историки подключатся, будет еще интереснее. :)
    1. Светлая
      Спасибо, Вы очень хорошо сказали то, что я не смогла сформулировать.
      Я тоже уважаю людей, которые живут и изучают историю, культуру, обычаи страны, в которой они нашли свой второй дом. Кстати, автор -Солдат, нигде не писал, что именно этот взгляд на историю ему нравится или он его поддерживает.
  2. Вереск
    Я все же полагаю. что турки вкладывали в термин "райя” оскорбительный для немусульман смысл.
    Вы человек образованный . Прочитайте Евангелие (лучше в брюссельском издании на хорошем русском языке - их всего 4) и вынесите собственное суждение о том, что там написано.
    Не слышала, чтобы священники называли паству "стадом".
    Вообще слово "стадо" имеет несколько иной смысловой оттенок в русском языке ( не могу судить о других языках)
    В Евангелие говорится о добром Пастыре и овцах. Таким образом людям того времени объясняются определенные истины и доносятся определенные идеи на доступном им языке и доступными им сравнениями в рамках их системы ценностей.
    1. Andrewj
      Я тоже сомневаюсь в том, что в термин райя османы вкладывали братскую любовь к славянам-братьям;) Плоды этой любви в современном мире особенно бросаются в глаза.
  3. Campanula
    Я как-то смотрела клип болгарской старинной народной песни " Меня делал турок" ( вольный перевод - мой ;)). Песня- о мальчике, которого родила изнасилованная турецким беем болгарская девушка. Песня о ребенке - изгое, которому в конце- концов мужчины его родного села дают православный крест и мальчик его принимает... Фольклор никогда не врет. В отличие от профессиональных историков, стремящихся к популярности...
    1. Gallat
      Так мальчик был изгоем, потому, что родился от насилия? Или потому, что не был крещен? Судя по окончанию песни (принял крест), то второе. :) Хотя странно, чего его сразу-то не крестили в православной Болгарии. По желанию, крестят всех, и иноверцев и рожденных вне брака.
      1. Campanula
        Вопрос непростой. В России в средние века рожденные вне брака дети были изгоями общества по определению. Их называли, пардон, " байстрюками" или " выблядками"... В восемнадцатом веке внебрачных детей высшего сословия стали называть " бастардами"...Думаю, в Болгарии тех времен было примерно то же самое...
        1. Gallat
          К ребенку, рожденному вне брака и к ребенку, рожденному от насилия - разное отношение. Да и всегда ли был насильник? Помнится рассказ, какого-то славянского писателя, о том как девушка добровольно встречалась с мужчиной, но свою беременность свалила на вымышленного насильника. Кстати, тоже, якобы, турка.:) Вот, только, не помню чем там дело кончилось, читала- то в глубокой юности. Но ситуацию запомнила :D. Мало ли, вдруг пригодится.:D;):D
          1. Campanula
            Не смешите.Кто докажет? Девица родила от турка. Это факт. Вне брака- это тоже факт. А мальчику надо жить дальше...Все, как в жизни...)))
  4. Todor22
    Кто-то из великих говорил, что фальшивых историков , надо казнить , как фальшивомонетчиков...Турция отрицает геноцид армян. Иран Холокост евреев.Возможно, если бы в России не были сильны идеи славянства, все болгары были сейчас помаками? Пусть процветает Болгария и не теряет свое ...
  5. Andrewj
    И вообще, тема достаточно чувствительная для болгар. Мне кажется, Алексей, здесь надо быть осторожнее в суждениях и выводах. Ничего личного:confused:
  6. Юлимир
    Советую всем , кто еще не видел, посмотреть фильм , снятый много лет назад по одноименному роману Дончева , "Времето разделно"
  7. Miky
    Востания о которых говорите вероятное Търновско и Чипровско. Обе никакой связи с Констатинопольским патриархом и внутри церковные борьбы не имеют, а имеют прямое отношение с войны которые велись в этого периода между Австрииской и Османской империях. Борьба о самостоятельно болгарской церкви и противостояние треческого влияния происходит гораздо поззже, в начале 19 в.
    1. Skorpion_BG
      Тем более, что население Чипровци в это время изповедовало католицизм и никак не было связано с Константинополским патриархом! А так Солдат во многом прав и я во многом разделяю его точку зрения!;)
  8. Campanula
    Кстати. Кто бы мне напомнил фамилию и имя американского военного аналитика, автора теории об " Огненном поясе"? Согласно этой теории, созданной еще в 80-е годы ( возможно, и раньше , не помню точно) в конце двадцатого и двадцать первом веке линия противостояния пройдет между христианской и мусульманской цивилизациями и соответствующими странами. У меня полное впечатление, что современная военная доктрина не только США, но и НАТО построена именно на этой теории...;)
  9. Гочоолу
    А вообще - весьма странно, почему все народы, бывшие в "справедливой" Османской империи - от католиков- венгров, через православных сербов и болгар до арабов -мюсюлман - все они вспоминають с проклятиями "Счастливиую жизнь" под сенью Блистательной порты?! Про курдов, которые остались в современной Турции нечего и говорить. Да что там - старая граница между християнской Европой и мюсюлманской Османской Империей до сих пор весьма зрима и отнюдь не в пользу последней. Да и современная Турция рванула вперед лишь после того как сбросила наследие Османов и приняла , скажем так - менеджмент Западной Европы.
    1. Miky
      Потому что как и все империи и эта имела свои моменты восхода и расцвета, когда демонстрировала свои преимущества по сравнению с окружающим миром, а потом период своего заката и постепенного радпада. распад как известно, заключающий этап имперской жизни и обычно проходит через достаточно тяжелые перипетии в виде войн, конфликтов ,междуособиц и т.д. И вообще в истории понятия справедливо - несправедливо весма относительные.
      1. Gallat
        Ребята, вы так интересно рассуждаете. Мы можем судить, только с той точки зрения, которую прочли. Поэтому, наши суждения однобоки. Естественно, вы владеете информацией о истории Болгарии, много больше, чем мы, дилетанты. Создали бы ветку, типа " История Болгарии", где велся бы разговор только о исторических событиях. Наш вопрос, ваш ответ. Нас, интересующихся много, и вопросы будут разнообразными. Вас отвечающих тоже много и ответы будут разносторонними. Ну, ведь, правда, интересно будет. Я вот, к примеру, запуталась в происхождении волжских булгар и их отношение к болгарам. Информация очень противоречивая.:)
  10. neofit
    Прочитал все 3 части – интересный аспект рассмотрения исторических событий относительно Османской Империи. Самой долгой мировой империи.
    Браво «Soldat»!
    Очень интересно было бы прочитать продолжение!

    Я тоже долго обмозговываю этот аспект, но пока однозначной картины не вырисовалось. Хотя объективная история отношений с Османской Империей интересно и относительно России. И этот четырехугольник: Османская Империя-Византийское наследие-Балканы-Росиия очень таинственен. И причинно-следственные взаимосвязи этих отношений все еще не раскрыты для публики.
    Так... – одни мистификации и эмоции…
    Я например, когда посещал краеведческий музей в Анапе, в следствии педантичных свойств своей натуры, очень внимательно прочитал описание «3-х Освобождений Анапы от Турецкого Ига». Убрал пропагандистский термин «Турецкое Иго», и в сознании сразу вырисовалась интересная картина. Все 3 периода «захвата» Анапы (не понятно почему «захвата», потому как те земли на тот период не принадлежали Российской Империи) характеризовались тем, что: турецкая администрация отстраивала город; строила защитные сооружения от окружающих горских народов; строила учебные заведения, больницы, бани, базары; создавала коммунальные коммуникации, проводила водопроводы; развивала торговлю и ремесленничество.
    За тем приходили русские освободители разрушали город, уничтожали жителей (естественно мусульманских). Через некоторое время Османские захватчики возвращались (на выжженное место) и опят распространяли свое «иго» - т.е.: турецкая администрация отстраивала город; строила защитные сооружения от окружающих горских народов; строила учебные заведения, больницы, бани, базары; создавала коммунальные коммуникации, проводила водопроводы; развивала торговлю и ремесленничество.

    И так повторялось 3 раза, пока Российская Империя окончательно не освободила местность, где находился город Анапа.
    Кто не верит тому, что я написал – сходите в Анапский краеведческий музей и опровергните меня.
  11. Todor22
    Вы армянам расскажите о Карсе ..и других городах...
  12. neofit
    А это ни чего, что армян убивали оружием поставленным, на безвозмездной основе (в качестве революционной помощи), из Советской России? При чем в самое трудное для самого населения Советской России время. Бонусом еще и продовольствие подогнали. Видно, чтобы рука турецкого солдата не дрогнула.