Неожиданно о "Жди меня"

Запись дневника создана пользователем Alrxander, 17.02.15
Просмотров: 4.069, Комментариев: 37

Alrxander Сегодня получил прилагаемую информацию, думаю, что любителям поэзии она будет интересна.

Жди меня. Я -- НЕ вернусь!
Считается, что это одно из лучших стихотворений Симонова, посвященное актрисе Валентине Серовой - будущей жене поэта (потом уже, после войны, после развода с Серовой, это посвящение будет Симоновым снято...). Написано стихотворение в августе 1941 года в Переделкино, когда Симонов возвращается с фронта в редакцию (с самого начала войны он находился на фронте в качестве корреспондента "Красной звезды"). Перед этим, в июле 1941, года Симонов на Буйничским полем под Могилёвом. стал свидетеле массированной танковой атаки противника, о чём написал в романе "Живые и мёртвые" и дневнике "Разные дни войны".
Замечательное стихотворение, но вот какая штука, ровно за двадцать лет до написания этого стихотворения, в августе 1921 года, где-то под Питером был расстрелян поэт Николай Гумилёв... В архиве Анны Ахматовой сохранился автограф стихотворения,
приписываемого Николаю Гумилёву, который приводится здесь полностью:


Жди меня. Я не вернусь -
это выше сил.
Если ранее не смог -
значит - не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег
Ждешь меня? Я не вернусь,
- не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду кого искал,
кто меня любил?
Жди меня.
Я - не вернусь!

Такая вот история. Гумилёвская строка "Жди меня. Я не вернусь..."
на порядок сильнее симоновской, который её, исказив, и позаимствовал
(вместе со стихотворным размером)...

Поделиться этой страницей

Комментарии

  1. Lafriga

    Пользователь: [​IMG]erdes
    Имя: Мария Голикова
    Ссылки
    Официальный сайт
    Мария Голикова в Твиттере

    Свежие записи
    · Гумилёв, Симонов и стихотворение "Жди меня" [+17]
    ·

    В последнее время по Сети активно расходится информация о том, что Константин Симонов, автор знаменитого стихотворения "Жди меня, и я вернусь", не случайно был категорически против реабилитации Николая Гумилёва. Мол, всему виною малоизвестное стихотворение Гумилёва:

    * * *
    Жди меня. Я не вернусь -
    это выше сил.
    Если ранее не смог,
    значит - не любил.
    Но скажи, зачем тогда,
    уж который год,
    я Всевышнего прошу,
    чтоб тебя берёг.
    Ждёшь меня? Я не вернусь,
    не смогу. Прости,
    что стояла только грусть
    на моём пути.
    Может быть,
    средь белых скал
    и святых могил
    я найду,
    кого искал, кто меня любил?
    Жди меня. Я - не вернусь!

    Якобы Симонов позаимствовал у Гумилёва идею, написал своё стихотворение, а чтобы об этом не узнали, активно возражал против реабилитации Гумилёва...

    Сегодня, в очередной раз наткнувшись на эту ложь, я решила написать комментарий, потому что в этой истории всё до невозможности перепутано.

    Во-первых, - самое главное! - это стихотворение НЕ принадлежит Гумилёву. И не может ему принадлежать. Поэтика не гумилёвская. Чтобы Гумилёв допустил у себя неточную рифму "год - берёг"? Чтобы Гумилёв допустил у себя грамматическую небрежность "я найду, кого искал, кто меня любил"? Да никогда! Это просто исключено, даже в экспромте.
    И "стояла только грусть на моём пути" - совсем не гумилёвская фраза. И поиск кого-то любящего "средь белых скал и святых могил" - тоже не его образ, не его логика, не его картина мира...

    Стихотворение это, по всей вероятности, пришло откуда-то из лагерей, и его автора мы вряд ли когда-нибудь узнаем... Повлияло ли оно на Симонова, или это просто совпадение - неизвестно, это тема для отдельного разговора.

    Теперь о реабилитации. Да, Симонов действительно был категорически против реабилитации Гумилёва, считая, что тот участвовал в заговоре против советской власти. Но ведь Гумилёв действительно участвовал! У меня есть много доказательств, я намерена потом, в дополнение к роману, где тоже будет всё подробно показано, написать об этом большую статью, чтобы снять все вопросы.
    В частности, Георгий Иванов прямо говорил о том, что был участником Таганцевского заговора и состоял в "десятке" под началом Гумилёва... Так что не надо оправдывать Гумилёва перед советской властью, он в этом не нуждается - и не заслуживает этого! Наоборот, это советская власть должна оправдываться перед ним и перед всей Россией... А позиция Симонова понятна и логична, и осуждать его за неё сейчас было бы странно. С таким же успехом мы можем осудить миллионы советских граждан, которые в те годы было лояльны к государственному строю.
  2. Mimsik
    "Не случайно в первоначльной публикации нет ни одной ссылки.
    Их и быть не могло.
    Не было у А.Ахмаовой архива Гумилёва.
    Не было связи между Симоновым и Ахматовой в годы написания стихотворения "Жди меня..." Она жила в эвакуации в Ташкенте. Никто из тех, кто оставил записки о пребывании А.Ахматовой в Ташкенте, не фиксирует встреч поэтессы с К.Симоновым.
    Типичная фальшивка.
    А.Сапир."
  3. Mimsik
    Александр, Прежде чем, писать о чем либо, неплохо было бы поизучать тему " писания". То Трифон Зарезан, то Гумилев...
    1. Kaktu
      Может стихи не Гумилева, но плагиат, на мой взгляд - очевиден. Таких "случайных совпадений" не бывают.
      1. Lafriga
        И тут отметились?:) Вопрос только в том, кто у кого сплагиатил!!
    2. Alrxander
      Рад, Марина, что невольно предоставил Вам возможность съязвить, и за Вами не заржавело.
      По "Трифону Зарезану" - я сослался на источник информации, он оказался неточным - во-первых упоминался именно Трифон Зарезан, но и фестиваль мелничного вина, тоже. Не зная болгарского языка, ничего иного не нащёл и сомнительного не заподозрил.
      По Гумилёву. Вот мой текст: "Сегодня получил прилагаемую информацию, думаю, что любителям поэзии она будет интересна." Как видите, "МИМСИК", я НИЧЕГО не утверждал, "за что купил, за то и продал". И если бы и захотел, что я должен был бы искать?
      1. ATAI
        Вот это и трагично... продал, купил,продал, купил и опять продал....
        1. Alrxander
          Ещё раз "продаю то, что купил". Никак не ожидал такой крутой полемики, с использованием тяжёлой артиллерии (АТАИ, САММАРА и др.). Пришлось порыться в архивах и вот что нечаянно обнаружил. Приведенные мнения некоторых блогеров о негумилёвском происхождении стиха не более авторитетны, чем мнения противоположные. Не смог скопировать, поэтому списал оценку двух крупнейших русских поэтов Е.Винокурова и А.Вознесенского в журнале "Огонёк" №38 за 1991 год. file:///F:/ogonek_1991_38.pdf. Цитирую А.Вознесенского.
          "Е.Винокуров, эрудит и поэт военной судьбы, когда-то обратил моё внимание на то, что самая знаменитая строка минувшей войны, симоновское "Жди меня и я вернусь" - рефрен, который полстраны молитвенно шептало в окопах, а вторая половина, словно экстрасенсы пыталась силой своего внушения остановить смертельный полёт пули, так вот, эта строка оказывается перефразировала гумилёвское:
          "ЖДИ МЕНЯ. Я НЕ ВЕРНУСЬ,"
          "Пожалуй, у Гумилёва это сказано посильнее" - резюмировал Е.Винокуров".
          Статья в "Огоньке" посвящалась 70-летию расстрела Н.Гумилёва.
          В отличие от моих оппонентов я не претендую на лавры лит.критика и библиографа, но для меня мнение этих поэтов в тысячу раз значительнее цитируемых блогеров.
  4. Mila8
    вот мне интересно....не воспринимают серьёзно ни поэтов,ни художников ....столетиями....тысячелетиями....но боятся их.....ПОЧЕМУ??? может они от БОГА ?
    1. Гочоолу
      Без сомнения. Поэты - Пророки Бога. И в Библии написано, и Пушкин. А.С. об этом писал.
      И еще - плагиат, плагиат. А вся литература на глиняных табличках написана была . После Вавилона - все плагиаты - на разный лад.
  5. Ledaann
    Как бы то ни было, мне понравился и этот стих, якобы Гумилёва, хотя и правда стиль не его, и очень люблю с детских лет "Жди меня" Симонова.... какая красивая пара Серова и Симонов....
  6. SamMara
    Прочитал сей "опус".
    "Я так хохотался":D , что невольно вспомнилось высказывание Николая Акимова (кстати , тоже родившегося в Харькове , как и аффтор "опуса") :
    "Всеобщая грамотность и дешевизна канцелярских принадлежностей породили графоманов. Способ борьбы: затруднить технику письменности. Принимать от поэтов стихи только высеченными на граните. Требовать от начинающих драматургов, чтобы текст пьесы был вырезан на кипарисовых досках. Даже простая замена бумаги чистой шерстью многих удержала бы от литературы."(с) "Не только о театре" , 1962г.
  7. Неваляшка
    Раз уж разговор о литературе, вспоминается отрывок из сборника рассказов Сергея Довлатова «Наши»:
    «- Эх... Поплыли муды да по глыбкой воды...»
    lib.ru/DOWLATOW/nashi.txt
  8. Аля
    В музыке вон вообще всего 7 нот . И половину мелодий можно положить под это понятие- плагиат!
    Alrxander, только по чему надо искать черное, грязное?! даже там где его и нет...
    По чему не постараться сохранить то чистое и хорошее что есть?!
    Добра Вам!
    1. Alrxander
      Спасибо за добрые пожелания, но Ваш упрёк не по адресу: я не употреблял такого слова ПЛАГИАТ. И, вообще, не комментировал эту публикацию до тех пор, пока некоторые форумчане не начали вешать на меня собак. Но и последний комментарий в этой теме принадлежит не мне, а А.Вознесенскому с его ссылкой на Е.Винокурова. Но и Вознесенский не говорил о ПЛАГИАТЕ, а только о "перефразе". Неужто моя фраза доверия к их мнению может расцениваться - как "по чему надо искать черное, грязное"? Мне кажется, что мои оппоненты страдают этой бедой.
      1. vlad64
        ...Охотится домовый сыч главным образом в сумерках и вначале ночи. Пища состоит из грызунов, пресмыкающихся...(о хищниках)[/quote]
        Как то в зимнем лесу
        Я спросил у сыча.
        Чем живёшь старый хрыч..?
        Не течёт ли моча:D
        ..Ты ведь хитрый в ночи,
        .. Падаль рвёшь теребя.
        ..Только запах мочи
        ..Может выдать тебя:p
        Не ответил пострел
        Только гукнул в ответ.
        И бесшумно взлетел
        С грызуном на обед:woot:
        ..Так и в жизни, мой друг
        ..Как узнать ловкача?
        ..Прежде что то читать
        ..Ты нюхни..-не моча?:excl::thumbsdown:
  9. Светлая
    Особенно примечательно, что вот эта Ваша информация "для любителей поэзии" взята с сайта под названием "Лаборатория фантастики" fantlab.ru/work353064
    1. Фланнери
      На мой взгляд, гораздо более примечательна давно сложившаяся характеристика Симонова как деятеля, пытавшегося (и небезуспешно для себя) удержаться либералом посреди диктатуры. Задача не из легких...
      (не только множество публикаций на эту тему, но и вся "канва" его жизни говорят именно об этом). Так что перекроенное заимствование вполне возможно.
      1. Светлая
        Фланнери, так ведь решение "задачи не из легких", по-моему, надо начать с того, чтобы разобраться -принадлежат ли вобще Гумилеву эти строки? Или главный акцент в этой задаче сделан на обвинении Симонова в плагиате (все равно у кого). Или все же здесь происходит сравнительный анализ двух стихотворений? Так это еще более интересная задачка -они эмоционально совершенно разные и написаны под влиянием различных событий в жизни каждого автора. Не так ли?
        1. Alrxander
          Выложил ту же инфу на ФБ и вот мнение земляка-уральца, не страдающего мнительностью и бдительностью отставного чекиста.

          Виктор Казаков
          18 Февраль в 4:30
          Интересный момент.Возможно, Симонов где-нибудь и комментировал это обстоятельство (что позаимствовал размер и ритм у Гумилева и что ключевой стих стихотворения чуть изменил). Например, как Высоцкий: при исполнении своей "Притчи о Правде и Лжи" всегда давал ремарочку "в подражание Окуджаве".
      2. Гочоолу
        да уж либералом. На обвинения в следовании фарфатера он отвечал , что военный человек, офицерская косточка. И не столько либерал, а на офицерскую честь - свою и семейную, ссылалься.
    2. Alrxander
      Благодарю "sanMara" за извещение о существовании "Лаборатории фантастики", теперь я знаю откуда Вы черпаете такие сведенья, как "Харьков - место моего рождения". Я, действительно, был там много лет назад, в командировке....3 дня, так же, как и в Самаре.
      1. SamMara
        (краснея)
        Дык эта ... Мне чужой славы не надь.
        О сайте "Лаборатория фантастики" писАла юзер Светлая.
        Я всего лишь "хохотался" и цитировал Н.Акимова.
        Насчет Харькова прошу пардону , ежели угодил пальцем в небо.
        Но ведь откуда-то в мою голову засела мысль , шо вы уроженец Харькова:thumbsdown:?
        Ушел вспоминать.....
  10. Lafriga
    Скорее всего, что в этой блогерной шумихе было желание унизить, оскорбить обласканного "режимом" поэта, фронтовика, просто человека. Да и где была поднята волна? В журнале Огонек 91 года. А вы помните вал разоблачений, шумиху, поднятую В.Коротичем в те годы? Как взлетел тираж издания после скучнейшего и агитпроповского сафоновского.? И чем скандальнее, тем лучше: ниспровергнем титанов, покажем их гнилую сущность. Но в случае с Симоновым всё-таки промахнулись. Он пишет свое знаменитое "Жди меня и я вернусь..." не в литературный журнал сорвать авторский гонорар, а отправляет полевой почтой письмом любимой женщине 13 октября 1941 года, находясь на фронте, уже вовсю идет война и враг на подступах к Москве. Какой плагиат? Какие аллюзии на стихотворение Н.Гумилева??? Об этом ли думает человек на войне?
    1. Alrxander
      И ещё одна публикация из "Лаборатории фантастики" от единомышленника "samMara". Только если последний скромно придумал мне лишь новое место рождения, то первый - целую "фэнтези" о желании...."унижать, оскорбить обласканного режимом поэта...в журнале "Огонёк" 1991г."
      Кто не поленится, прочтёт всю статью А.Вознесенского в этом "Огоньке", посвящённую отнюдь не Симонову, а Н.Гумилёву к 70-летию его расстрела. file:///F:/ogonek_1991_38.pdf.
      В этой статье НЕТ НИ ОДНОГО ПЛОХОГО СЛОВА о Симонове. Ещё раз цитирую все три предложения, имеющие отношения к Симонову. "Е.Винокуров, эрудит и поэт военной судьбы, когда-то обратил моё внимание на то, что самая знаменитая строка минувшей войны, симоновское "Жди меня и я вернусь" - рефрен, который полстраны молитвенно шептало в окопах, а вторая половина, словно экстрасенсы пыталась силой своего внушения остановить смертельный полёт пули, так вот, эта строка оказывается перефразировала гумилёвское:
      "ЖДИ МЕНЯ. Я НЕ ВЕРНУСЬ,".....
      И где здесь ....."волна....вал разоблачений"....?? Богатое воображение у г-на Laf1949!!
      А вот немного из истории создания стихотворения, написанного в Переделкино (как я и писал выше).
      "Создано это стихотворение было в период между 7 и 15 июля 1941г. – после первой поездки на Западный фронт и готовясь к новой – от редакции «Красной Звезды». Он находился на даче у Льва Кассиля и целыми летними днями, под пение птиц, писал стихи. Сам поэт говорит об этих днях так: «Кругом были высокие сосны, много земляники, зеленая трава. Был жаркий летний день. И тишина. ... На несколько часов даже захотелось забыть, что на свете есть война. ... наверно, в тот день больше, чем в другие, я думал не столько о войне, сколько о своей собственной судьбе на ней. ... И вообще война, когда писались эти стихи, уже предчувствовалась долгой. «...Жди, когда снега метут...» в тот жаркий июльский день было написано не для рифмы. Рифма, наверно, нашлась бы и другая...»
      Изначально «Жди меня» писалось вообще не для печати – это было, скорее, личная исповедь, личное заклинание для себя. Впервые оно было прочитано десяти людям сразу уже на фронте, в Северной армии, поздней осенью. И стихи эти были как лекарство от тоски по женам и любимым девушкам, оставленным дома или в эвакуации. И только позже «Жди меня» уже было опубликовано."
      Отталкиваясь от мнения двух крупнейших русских поэтов Е.Винокурова и А.Вознесенского, не усомнившихся в авторстве Гумилёва прототипа симоновского стиха, позволю себе, тоже, пофантазировать. В описанном самим Симоновым настроении, он вспомнил эту гумилёвскую строчку: "Жди меня. Я не вернусь", и, настроившись на этот ритм и размер, в тоске по любимой и не любящей его женщине, и родил своё самое знаменитое стихотворение, но от обратного: "Жди меня и я вернусь".....
      Гумилёва уже 20 лет не было на этом свете и имя его было под запретом, и стихотворение симоновское было совсем о другом. Так что ни о какой ссылке на прототип не было и мысли. Поэтому и поэты в 91-м ни в чём не упрекали Симонова.
      А на риторические вопросы: "Какой плагиат? Какие аллюзии...." пусть отвечает тот, кто о них писал.
      1. Lafriga
        уф, так тяжело читать такие длинные тексты. Моя "волна разоблачений" касалась не только творчества К.Симонова, она была мейн-стримом в то время в журнале Огонек. Что же касается строчек Н.Гумилева и ссылок на его дневник, то, наверное, он опубликован и с ним можно ознакомиться. Мнение двух поэтов, пусть и известных, не могут быть догмой. Есть масса профессиональных литературоведов, которые хорошо знают свое дело. Но суть-то даже не в этом. Пусть даже эти строчки принадлежали Гумилеву, но знаменитыми они стали только благодаря К.Симонову. Я читал воспомнания фронтовых врачей о том, как тяжелораненым бойцам читали эти строки и как на это реагировали солдаты. Вот о чем следует писать.
        1. Фланнери
          Писать нужно обо всем, открывая архивы, опубликовывая дневники (те, разумеется, что разрешены к опубликованию), сопоставляя разные мнения, и только тогда читатель сможет сделать самостоятельный вывод.
          В противном случае будем питаться мифами о том, как добрый дедушка Ленин хотел спасти Гумилева и как добрый Горький опоздал с этим письмом к казни, и прочее в том же духе, не имеющее никакого отношения к действительности.
        2. Alrxander
          Ну, вот уже можно подвести итоги "бодания" с моими "хули телями": samMara признал свои выдумки по поводу "аффтора опуса", а Laf1949 - о несуществующей хуле в адрес К.Симонова. Предлагаю - впредь быть осмотрительнее.
          1. Lafriga
            а Laf1949 - о несуществующей хуле в адрес К.Симонова. вот это что такое? или обвинение в плагиате сегодня считается не хулой?
            1. Alrxander
              "Пусть даже эти строчки принадлежали Гумилеву"....это вы обвиняете Симонова в плагиате, а никак не я.?
          2. SamMara
            Удивительный вы человек. Вроде бы взрослый , но все равно удивительный.
            Я ведь просто написал "Насчет Харькова , прошу пардону ежели угодил пальцем в небо. Но ведь откуда-то в мою голову засела мысль , шо вы уроженец Харькова?".
            То есть я просто извинился , но в вашей интертрепации это прозвучало как признание в выдумке.
            Офигенная логика.
            Вы эта.... Уже не мелочитесь , а просто напишите в своем следующем месседже что-то типа : " samMara валялся у меня в ногах и просил , шоб я простил его уже за всю ту ложь , которую он вывалил на мою седую голову. Но я был не преклонен! Ибо я человек!".
            Ога?
            "Ох уж эти сказки! Ох уж эти графоманы сказочники!"("Падал прошлогодний снег")
            1. Alrxander
              "...угодил пальцем в небо" - не есть признание в выдумке? Кто же из нас сказочник и фантаст?
            2. Lafriga
              Аналогичный случай со мной:))) оказывается я назвал К.Симонова плагиатором, допустив, что строчка "жди меня и я не вернусь" принадлежит Н.Гумилеву:))) До чего же у нас господа-либералы ловкие эквилибристы:)
  11. Violetta.69
    А в музыке еще сложнее, чем в поэзии.
    Ворують..... (и гонораров не плотють).
  12. IrRina
    Alrxander, а вы читали интереснейшую историю поисков авторов песни "Под небом голубым есть город золотой"
    http://bujhm.livejournal.com/163920.html
    1. Alrxander
      Нет, IrRina, но с удовольствием прочитал, хотя сам очень далёк от этой проблемы. Поражает труд этого человека и интересна невероятная история самоотречения автора мелодии ради её распространения. Увы, в нынешние времена чаще встречаются противоположные истории - присвоения чужого. Впрочем, не только в нынешние - до сего дня не получил признания такой же колоссальный труд поиска настоящего автора "Тихого Дона".
  13. NATAN
    «Это называется ПЛАГИАТ. "Жди меня. Я не вернусь…" - гораздо сильнее симоновского, более того, К. Симонов "позаимствовал" и стихотворный размер Гумилёва…».

    А вот когда я, будучи ребёнком, в послевоенные годы прочитал "Жди меня, и я вернусь…", я был просто потрясён симоновскими оптимизмом и верой! Под таким же впечатлением я остаюсь и до сих пор.
    Согласен: это – несколько переработанный ПЛАГИАТ, но обстановка в стране и смысл произведения - совершенно иные. Пусть одинокие женщины решают между собой, что сильнее, что слабее – им видней. А я остаюсь при своём мнении.
    Да вы и сами вслушайтесь, только – ушами солдата в окопе, перед атакой на страшного врага, со страниц свежего номера «Красной звезды» - в эти потрясающие строки:


    «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло!». Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой».

    \Удалено.Аля\ считает "Жди меня, и я вернусь…" - самым знаменитым русским стихотворением 20-го века!

    Подобные разоблачения брендов, устоявшихся в истории, я читал в Сети неоднократно: Ломоносов, Циолковской, Эйнштейн, Курчатов, Шекспир, Шолохов, Островский, Симонов и ещё многие. А уж о разоблачениях брендов СССР - почти о всех – Ленин, Дзержинский, Сталин, Жуков, Гостелло, Панфиловцы, Кантария, Матросов, Морозов и мн. сотни др.!
    Воистину, подобные знания рождают непомерную печаль!