"Наутилус" потонул

anatol777, 03.09.11

Рекомендуем:

  1. anatol777

    anatol777 Участник

    Регистрация:
    01.08.11
    Сообщения:
    238
    Под игом

    7bd981c625b1ff36bf7c96079ff1d3e9.jpg
    Фото: © Стоян Георгиев​

    Почему не требуется иметь обязательный перечень книг для детей летом

    Существует один верный способ не дать нормальному ребенку прочитать книги. Когда ему даешь список о-бя-за-тель-ной литературы на лето. В старших классах начальной школы приводят многострадальный список “Под игом” (“Под игото”) от "Патриарха болгарской литературы" [Ивана Вазова] - клише № 1, татуированное в наших мозгах, в тех наших детях, а это невозможно, а между тем, и нашим внукам?

    С книг Вазова и других книг авторов были полны мои списки; и [списки книг] моего двоюродного брата, что немного моложе меня, чьи читательские дневники пишутся и рисуются во время летних каникул - главные герои, второстепенные персонажи, сюжет, любимые мысли, и т. д.; [вот имеет их и] моя сестра, которая помогает двум моим детям, теперь моя племянница... Нет конца обязанным читать [эти] книги?

    Смотрю страдания моего сына, которому, чтобы лучше понять “Под игом”, его хорошая сестра читает вслух на ночь. Неужели вместе говорить и объяснить, почему некоторые люди, как Бойчо Огнянов, не видя работы и жизни, как таковой, но они убежали, чтобы бороться и убивать, которые [так живут], как и другие вокруг них.

    Это было давным-давно. Как вы объясните, что и сегодня церкви и священники объединяют болгар уж примерно 150 лет, вы же привели вашего ребенка [в церковь] не более чем двух или трех раз. Давайте бывать там немного больше. Регулярно - вряд ли. Тем не менее, им будет предложено написать [в сочинениях], как то: "церковь является мощным фактором в объединении болгарского народа в эпоху Возрождения" (клише № 2).

    Как вы объясните большую дружную семью "чорбаджи" Марко и как сядете за стол все вместе, - в семьях, где сегодня есть слишком много разведенных или одиноких родителей, бабушек и дедушек, или просто растящих их внуков, пока мать и отец [тех детей] работают за рубежом. Культура питания, образа жизни, образование, во многих случаях, исключают разделение пищи на всех.

    Как вы объясните жертву "во имя свободы отечества" (клише № 3) ребенку 21-го века? Который, за исключением того, что есть дорожно-транспортный травматизм, жертвы насилия и другие жертвы, - что в телевизионных новостях смотрят в школе или семье, - другого он и не познает.

    Это боснийцы или косоварцы знают, что такое борьба за независимость. Чтобы знать, за что проливали кровь - твою, родители, бабушка, дедушка, брат, потому что это метафизика.

    Как же объяснить [детям] в седьмом классе, например, реплику Странджа из “Немили-недраги” (“Немилый-недорогой”) - это история Вазова, и я люблю ее: "Народ без жертв не есть народ". (Фраза, которую я не услышал в пьесе Морфова, “Хъшове” (“Изгнанники”) на сцене Национального театра из уст Русси Чанева.)

    Поэтому, прежде чем вы можете желать, чтобы им показали какие-либо балканские города, вместо того, чтобы приходить в «Макдональдс» или отправит его играть, висит пред компьютером. Потому, что как же возможно иметь представления, как же можно жить без водопровода и за пределами туалета - если они не видели сельского дома.

    Вы заодно поищите аналогичные картины, видео в Интернете. Чтобы видеть, что сегодня в мире тысячи, миллионы делают это - убивают, умирают. Ну я не знаю, только в качестве примера - Ливия, Сомали, Афганистан, то, что дадите.

    О, ужас. При таком подходе вы просто обречены, что ваш ребенок не может сочинить такое, как: "В романе “Под игом” Иван Вазов дает картины патриотического и революционного развития болгарского народа в канун Апрельского восстания" (клише № 4).

    А именно таковы предложения, сверкающие ложным пафосом и, конечно, которые есть длинный и полный определениями набор слов, - что высоко и ценят, оценивают тесты на болгарском языке в литературе для учащихся. Как-то поболее "нафыштафурчено" (мое любимое диалектное слово), таковыми является подобное из любых суждений, - таковые [и считаются ныне] лучшие. Я не знаю, есть ли некто, кто воспроизводил бы его в письменной форме, и сможет ли придумать это же в устной форме...

    Кто-то же - министр-эксперт, сочинители учебников, родители, блуждая в Интернете лихорадочно в поисках не-много-скопированных работ, - должны положить конец этому безумию, которое не приводит ни к чему хорошему. По крайней мере, [не прививает] любви к книгам и чтению.

    Просмотрите и уберите все эти глупые вопросы тестов, такие как: "К какому сроку он начал свою главу в повести “Немили-недраги”?.."

    Вместо этого, пусть спрашивают о том, как [дети] понимают свободу...

    В КОНТЕКСТЕ /от переводчика/:

    97efef7eca185d0a3282f62a06b1f6e8.jpg
    Список обязательных книг для шестиклассников одного софийского училища:

    Елин Пелин – "Косачи" – разказ
    Михаел Енде – "Приказка без край" – роман
    Оскар Уайлд – "Щастливият принц"
    Екзюпери – "Малкият принц"
    Йордан Йовков – "Серафим" – разказ
    Лафонтен – Басни
    Марк Твен – "Принцът и просякът"
    Андерсен – "Славеят на китайския император"
    Иван Вазов – " Под игото"
    Бранислав Нушич - "Автобиография"

    * * *​

    Первая книга

    Первая книга вспоминается как первая любовь. Моей была книга “Капитан Немо“, [прочитанная мною] еще не ходящим в школу. Предыдущие тонкие, [прочтенные] пред тем не учитываются, - как и вестник “Работническо дело”, что я прочитал, - и телефонная книга.

    Мой дедушка подарил мне, он любил ее очень. Любовь к морю, путешествиям и приключениям вошла глубоко в меня, как острые ощущения, и по сей день в моих ранних 13-ти различных гормонах взрывается 8-летняя мечта - стать морским капитаном.

    Если есть "общая" особенность моих друзей в среде того времени - 70-80-90 годы прошлого столетия, - это книги. Мир фильтруется через них. И если в это время в другом мире телевизионными СМИ показывали несколько различные картины, так поставляются главным образом пропагандой. Нет знания о мире.

    Так что книги были пищей для ума, временами, бегством, мечтой, другим миром, который вы можете выдумать в замке из слов, построенном другим.

    Иностранные журналы и записи, которые попадали вам время от времени, прослушивания музыкальных станций или с запрещенных к продаже кассет "Grundig" и "Hitachi". Но, прежде всего, книги. Книга в подарок. Для дня рождения, на праздники, Рождество и Новый год, юбилеи...

    Я держу свою книгу ”Морские рассказы”, - полную, в темно-синим твердом переплете, - подаренную мне на Новый год моими родителями. Мне было 6 лет, и я не знаю, каковы были другие мои подарки.

    Вы дарили книги в последнее время? Мне давно - ”эксклюзивные”, от лохматого колумниста Малкольма Гладуэлла. Недавно я слышал его на CNN, где Фарид Закария объяснил, какое дерьмо рейтинги университетов, он получил образование в Канаде.

    Но это звучит очень старомодно, а-ля [признаки бытия] 20-го века, да. Сегодня книга является лишь одной из [множества] дверей в этот мир. Прекрасная - как дверь Иштар в Вавилоне. Но одна. Давайте пригласим детей, чтобы войти и туда.

    Действительно, в 21-м веке ”Наутилус” потонул - и капитан Немо с ним. Но я думаю, в сочетании с каким-нибудь фильмом - документальным фильмом Жака Ива Кусто или игровым - ”Подводный мир”, [книга эта] все же может быть прочитана.

    Автор: Эмилия Милчева, 31.08.2011

    Источник: http://www.webcafe.bg/id_573415371_Nautilus_potava
     
    03.09.11