Перейти к публикации

Про кърпача отдного

МоскваНесебр
  • · 8 минут на чтение

Эту легенду я прочитал несколько лет назад в одной болгарской книге из серии «Детско – юношеска класика» с рекомендацией на обложке «Препоръчително четиво за ученика».

Конечно, написана она была художественным языком, но я так не умею и, поэтому, не обессудьте, расскажу как могу. Садитесь и слушайте.

Один султан, имя которого предание умалчивает, издал указ, чтоб все болгары и стар и млад, выучили турецкий язык! То ли у этого султана в гареме возникли какие трудности, то ли уже воевать стало не с кем, а только пришло ему это в голову и баста! А кто не выучит – тому язык отрезать! Под корень! Несколько лет пытали болгары чужой язык и наконец, выучили, причем так, что даже в некоторых церквях православные начали петь на турецком. Ну, может и не все поголовно выучили, может где в селах и продолжали «в темноте» жить, не знаю. Врать не буду. Хотя с другой стороны, где султану столько учителей напастись, чтоб в каждое село. Ну и ладно, выучили кому надо. Лишний язык знать, в принципе, не помешает. Сейчас многие годами языки в школах учат и ничего кроме «а ил би бек» не знают, а тогда учили на совесть, «двойкой» не обойдешься, вмиг язык отрежут. Средние века. Не до глупостей. Понравилось это султану, и тогда задумал он еще и «потурчить» всех болгарских христиан. И чтоб не гоняться по отдельности за каждым православным по горам и лесам, а перевести всех и сразу в магометанскую веру организованно и согласно прилагаемым спискам!

Для этого был вызван во дворец патриарх.

«Патрик ефенди - говорит ему султан - сначала ты сам раскрестишься, а потом все остальные, а если кто откажется, так тому уже не язык, а всю голову прикажу отрезать! И на всю процедуру вам три дня и три ночи. Без волокиты и волюнтаризма!». Сказал он примерно так и, как в насмешку, добавил: «А еще, пророк ваш Иса, говорил, что имея Веру с горчичное зернышко можно гору сдвинуть, ну так вы и сдвиньте Верой своей гору и я, так уж и быть, тогда от вас отстану. Гуляйте».

Опечалился патриарх, выявил народу волю султана и наказал оставить всем все дела и молиться три дня и три ночи без передыху и перерыва на обед. Заперлись христиане по церквям без еды, питья и приступили к молитвам. День идет бдение, ночь идет, еще день прошел в молитвах, а гора как стояла так и стоит на месте и не двигается. И сроку все меньше. Совсем поник патриарх. И тогда вдруг случилось ему видение ангела, который сказал, что живет одиноко в лесу одноглазый сапожник, святой человек, и силы молитвы всех православных христиан не хватает без того сапожника, чтобы гору сдвинуть, потому как они все грешники.

Стали искать того сапожника, или, по – български, кърпача. Еле нашли в горах. Окинул тот посланцев одним глазом, сначала идти не хотел, хотел в них камнем кинуть, думал искушают, думал коммивояжеры какую - нибудь хреновину принесли, ан нет! Как узнал что его зовет сам патриарх так и засобирался сразу.

Да, забыл сказать почему он «одноглазым» был!

Сначала у него глаза было два. Один правый, один левый. И он был благочестивый человек, жил в горах и шил сапоги. Так вот шил он сапоги и молился и заповеди исполнял и с животными разговаривал и каждую травинку и букашку берег и особо буйных туристов по лесу гонял. И до того он был благочестивый что не мог себе позволить не то что взглянуть на какую – нибудь селянку целиком из – за опасности войти в искушение, а и даже посмотреть на ейные отдельные части тела. Короче. Сейчас поясню. Он сыпал пепел на пол, вешал занавесочку, кричал: «заходи» и отворачивался. Баба какая или девица заходила на примерку, снимала маратонки или чего там, ставила ногу в пепел, потом вынимала и уже грязную сувала в ботинок обратно. А этот кърпач сидел себе тихо за занавесочкой и ждал. Потом кричал: «уходи» или «вали» или чего там по настроению. Баба уходила, он отдергивал занавесочку и безбоязненно мерил оставленный след! Благоразумно и креативно! Нынешние вот сапожники не те, к ним ежели дамочка придет какую туфлю померить, так они ее для чистоты примерки иной раз норовят чуть ли не полностью раздеть. А раньше было не так. Раньше был порядок. Одной ноги вполне было достаточно. А за работу тот «одноглазый» брал едой, деньги тогда особенно были не нужны, хотя может и деньгами брал, не знаю, не видел, врать не буду. Хотя деньгами вряд ли, смысла нет. Где магазин в лесу найти? Значит только продуктами и брал. Ну может вещи какие там поношенные спрашивал….

Так вот, о чем я? А! И однажды пришла к нему срамная девка новые обувки на пошив заказать. И решила над ним подшутить. Она была грешница. И вот она заходит за занавеску, вынимает ногу из туфли, закатывает до колена подол и ставит в, насыпанный на полу, пепел. Ставит и так в пепле стоит. Не убирает ногу. Кърпач ей говорит: «Все что ль?». Она отвечает: «Все, все». А у кърпача сомнение какое – то, под сердцем камень. Он еще раз ее пытает: «Все что ль? Ушла уже?». А та ногу держит в пепле и отвечает: «Да давно уж… в соседнем селе уже». И улыбается. Ну, кърпач то, наивный, и сунулся за занавеску. А там нога женская стоит, голая, только пеплом покрыта. И вот он, ногу то ее, правым глазом и увидал. Все. Попался. Полвека благочестивой жизни в полсекунды «коту под хвост» пошли. Как говорится, ситуация, врагу не пожелаешь. В лесу один, бобылем полста лет, а тут голая женская нога - вот вам нате. Тут и у медведя голова поедет. В общем, хватает наш кърпач что под руку подвернулось, а подвернулось шило, коим он дырки в коже прокалывал, и, со всего размаху, с криком «лучше с одним глазом в рай, чем с двумя в пекло», со всей силы втыкает его себе в правый глаз. И так сидит. С шилом. А может и валится с табуретки. Но тоже с шилом в глазу. Никто кроме дамочки этого уже не видел, а у нее самой шок и даже временное помутнение рассудка…. Ну кърпач молитвами – травами себя как то там подличил потом конечно, глаз правый вынул тем же шилом и выбросил и так стал одноглазым. А девица та сразу тоже изменилась, покаялась и зажила благочестивой жизнью, или, иными словами, она духовно прозрела и встала на путь исправления.

И вот приводят нашего кърпача в церковь, а там народу видимо – невидимо. И это только в одной церкви! В главном Кафедральном соборе! А сколько церквей в Болгарии? То - тоже. И все на коленях, все молятся и патриарх с ними. Ну патриарх обрадовался святому, тот обрадовался патриарху и поклонились они друг другу. Потом кърпач пал ниц и давай со всеми неистово молиться. А после крестным ходом с песнями, крестами и хоругвями всем миром потянулись к горе.

Как там султан оказался за три дня? Не знаю. Может он заранее по делам приехал, может на аэроплане прилетел специально на это мероприятие. Не знаю. Врать не буду. Хотя, наверное, вряд ли на аэроплане. Откуда в лесу аэродром? Так что, скорее всего, заранее по делам. Да без разницы, совсем вы меня запутали со своими аэропланами! Слушайте дальше! Султан там с пашами и янычарами был. Так легенда говорит. Хотя, скорее всего, и по делам просто приезжал. На саммит стран «большой восьмерки», например. А может это, вообще, в окрестностях Константинополя было и отуречивались турецкие болгары. Про географию там вообще ничего сказано не было. В общем, султан уже стоял около горы, а янычары, в предвкушении, точили топоры и записывались в очередь рубить головы тем, кто откажется отрекаться. Но не знал султан заповеди божьей: «Что человеку невозможно, то Богу можно». И не верил. Думал преувеличивают. И тогда попросил патриарх святого кърпача помолить гору. Тот сперва отнекивался, стал даже хворым притворяться, думал отстанут. И вообще, куда мне? Дескать, я самый грешник среди вас. Но потом видит, «дело глухо», ну и сказал горе просто: «Иди»! Чего вы? Да, прям так и сказал. По болгарски или по турецки не знаю. Не слышал. Врать не буду. Гора она вещь неодушевленная, ей языки без надобности. Она может голоса слышит сверху какие или ультра звук или fm - волны. Но гора пошла. И так, надо сказать, бодренько пошла. И прямо к Стамбулу! А что там, как говорится в старинной полинезийской пословице «для бешенной горы семь верст не крюк». А кругом визг и беготня. Гора же не разбирает где болгарин а где турок. Янычары головы рубить раздумали, самим бы уберечься, разбегаются. В общем, видит султан что дело дрянь, гора прет и если войдет в город так всех там передавит, ключая гарем, и давай просить патриарха, чтоб тот вмешался в ситуацию. Ну а тот к кърпачу опять. А кърпач то – же видит, что переборщил малость и давай по турецки горе: «Дур, даа!». (Видно то – же язык учил в обеденный перерыв). А та и встала. Хорошо, до города не успела дойти. И стоит там до сих пор и называется та гора Дурда!

Есть такая гора в окрестностях Стамбула? Кто знает?

А фото у меня нет, тогда фотоаппаратов не было…… Хотя, врать не буду, у кърпача было одно, но он мне не дал….

  • 0
  • 2 591
Please sign in or register to post a comment.

0
2,6k

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...